Ольга Пивнева
ВДОХНОВЕНИЕ ЗАЗЕРКАЛЬНОГО ДОМА // Театральный город. 2016. Апрель. С.46 – 51 (
«Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье».
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
Музыкальный театр для зрителей всех возрастных групп с загадочным именем «ЗАЗЕРКАЛЬЕ», созданный в 1987 году оперным режиссером Александром Васильевичем Петровым и дирижером Павлом Ароновичем Бубельниковым в основном из студентов выпускного курса Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств), живет и творит за дверьми Зазеркального дома на Троицкой улице (сейчас — улица Рубинштейна) с 1995 года.
Название труппы «Зазеркалье» навеяно миром сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» выдающегося английского математика, философа, писателя Чарльза Лютвиджа Доджсона (Charles Lutwidge Dodgson), больше известного нам как Льюис Кэрролл (Lewis Carroll). Существует предание, что, прочитав сказки Кэрролла, королева Виктория потребовала принести ей остальные работы чудесного автора; в королевские апартаменты незамедлительно были доставлены «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Элементарное руководство по теории детерминантов», «Алгебраический разбор пятой книги Евклида» и другие.
Сказки Льюиса Кэрролла, как и спектакли Театра «Зазеркалье», предназначены для читателей всех возрастов, полны поэзии, философии, музыки и пластики.
Уже с порога Зазеркального дома (№ 13 по улице Рубинштейна) зрители попадают в театральное пространство, оформленное системой зеркал-посредников между миром реальности и «зазеркальным» миром творчества и вдохновения. Зеркала и «зазеркалье» используются как прием и продолжение своеобразного кода, заложенного в произведениях Льюиса Кэрролла.
Отражается в зеркалах и вход в «круглую кроличью нору», в которую Алиса, «не задумываясь», нырнула следом за белым кроликом. Перед тем, как попасть в большой театральный зал, зрители пройдут по «кроличьей норе», которая «поначалу шла прямо, как тоннель», и с этого момента
«…начинается рассказ,
Где ждут нас превращенья.
Не обойдётся без прикрас
Рассказ мой, без сомненья.
Страна Чудес встречает нас,
Страна Воображенья».
«По ту сторону зеркала» юные и взрослые театралы попадают в лестничный объем здания в форме полуротонды (лат. rotundus — «круглый», круглая постройка, перекрытая куполом) и поднимаются по парадной двухмаршевой лестнице с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением из секций с геометрическим орнаментом и деревянными поручнями. Стены лестничного объема оформлены штукатурными зеркалами в профилированных рамах. Для освещения здесь имеются окна с полуциркульным завершением, которые фланкированы (франц. flanquer — окружать центральную часть) пилястрами (итал. Pilastro, от лат. pilae — столб, плоский вертикальный выступ на поверхности стены), оформленными прямоугольными филенками с лепным орнаментом, включающим вазоны и растительный орнамент.
Антревольты (франц. antrevolt — перед дугой) заполнены лепными композициями с изображением лавровых венков с ветвями и лентами, в центре — прямоугольное панно в профильной раме с лепным орнаментом в виде лавровых ветвей и фруктовых гирлянд с бюстом Аполлона на орнаментированном кронштейне.
Стены лестничной клетки оформлены каннелированными (лат. cannelures — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры) пилястрами с композитными капителями; постаментами, выделенными филенками с лепными композициями, изображающими львиные маскароны (франц. mascaron и итал. mascherone — вид скульптурного украшения в форме головы человека или животного анфас), и растительный орнамент.
На верхнем ярусе стен располагаются декоративные панно с лепными композициями в профилированных рамах с изображением музыкальных инструментов, колчана со стрелами, лавровых ветвей, растительного орнамента; два больших прямоугольных панно с лепными композициями с изображением двух путти (итал. putto — «младенец», изображения мальчиков, обычно с крылышками, декоративный мотив, характерный для итальянского Возрождения) с лирой.
Прекрасное композиционное решение площадки лестницы второго этажа — полуциркульные ниши с профилированными наличниками; над центральным прямоугольным арочным проемом надпись: «Театральное зало А. И. Павловой».
В простенках между пилястрами, фланкирующими арочный проем, в верхней его части — лепной декор в виде фруктовых гроздей с лентами.
В люнетах (или люнетта, франц. lunette, букв. — лунка, арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонтально; в сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты украшают росписью и скульптурой) распалубков (распалубок — часть поверхности свода, имеющая форму треугольника) свода в центре располагаются картуши с круглыми нишами, в которых находятся бюсты А. С. Пушкина (в центре), Н. В. Гоголя, М. И. Глинки, фланированные лепными композициями с изображением грифонов, растительного и фруктового орнамента.
С богато декорированным лестничным объемом гармонирует гостиная-фойе, перекрытая коробовым сводом; на лепных композициях — музыкальные инструменты и растительный орнамент [1].
В отличие от этих помещений, декор зрительного зала театра решен подчеркнуто скромно (на гладких стенах размещены венки из лавра и тонко прорисованные лиры). Такой зал настраивает зрителя на ожидание и ничем не отвлекает его внимание от главного — театрального действа.
Здание Зазеркального дома занимает выгодную позицию в центре Санкт-Петербурга — на улице Рубинштейна, которая берет начало у Невского проспекта и заканчивается у «пяти углов», вблизи улиц Разъезжей, Ломоносова и Загородного проспекта.
Ранее, в начале 1730-х годов, «на пространномъ участкѣ земли, ограниченномъ Фонтанкою», существовала широкая дорога. К 1738 году появляется одно- и двухэтажная деревянная застройка и дорога (к тому времени мощенная деревом) обретает черты улицы. Согласно данным «Санкт-Петербургского плана 1738 года», составленного И. Б. Зихгеймом, там, где нынче находится дом № 13 (со стороны Фонтанки), земельный участок принадлежал представителю княжеского рода Путятиных (имя и отчество на плане не указаны), а рядом располагалось землевладение генерал-фельдмаршала графа Ф. А. Головина. Проезд обретает имя Головин переулок, который в 1798 году переименовывается в Троицкий [2].
Далее землевладение переходит к чете Никулиных — имеются данные за 1809 год о том, что купец третьей гильдии В. Т. Никулин владеет собственным домом в «Московской части, на левом берегу Фонтанки в Троицком переулке». В XVIII веке Московская часть начиналась от левой стороны Невского проспекта и простиралась до Царскосельского (Московского) проспекта, к северу она граничила с Фонтанкой, а к югу — с Лиговским каналом (будущим Лиговским проспектом).
Тем временем периодически гибнущая в пожарах деревянная застройка заменяется каменной с деревянными службами. Каменная застройка перестраивается, потому что землевладения перестают быть городской окраиной и к существующим зданиям городские власти и хозяева участков предъявляют иные, созвучные времени требования.
В 1860-х годах земельный участок с постройками покупает Мария Федоровна Руадзе (жена титулярного советника Г. И. Руадзе). Она происходила из потомственного купеческого семейства, достигшего значительных успехов в торговых делах и коммерческих предприятиях. Мария Федоровна была лидером в семье и, что было крайне редко в те времена, самолично контролировала строительные работы на всех объектах, в которые вкладывались средства семьи.
Новую владелицу существующие на участке постройки не устраивают, к проектированию и новому строительству привлекается академик архитектуры Императорской Академии художеств известный городской архитектор Николай Павлович Гребёнка. В результате возникли проекты от 1862-1864 годов кирпичного лицевого четырехэтажного корпуса (интерьеры созданы также по проекту Гребёнки) и кирпичных дворовых двух- и четырехэтажных корпусов. По завершении новое строительство получило историческую известность как «Доходный дом и Зал собраний М. Ф. Руадзе». По конструктивной схеме здание бескаркасное, с продольными и поперечными несущими стенами (из кирпичной кладки на известково-песчаном растворе) и балками перекрытий, уложенными на несущие стены; частью перекрытий являются также кирпичные своды; фундамент — ленточный бутовый.
Архитектурно-художественное оформление лицевого фасада выполнено в приемах эклектики с элементами неоренессанса. Вид и материал отделки цоколя — известняк, фасадов — декоративная гладко окрашенная штукатурка. На уровне третьего этажа имеются два балкона на литых орнаментированных кронштейнах прямоугольной конфигурации. Металлические ограждения балконов выполнены из чугунного литья с секциями геометрического и растительного орнаментов, в центре — ажурная вставка с львиным маскароном.
Вход в «Зал собраний», а ныне — в театрально-зрелищное пространство Музыкального театра «Зазеркалье» располагается со стороны лицевого фасада. «Зал собраний» с прилегающими к нему нежилыми помещениями довольно быстро приобрел известность среди просвещенной общественности города: здесь находилась редакция журнала Министерства народного просвещения (редактором издания с 1859 года был К. Д. Ушинский), читались лекции, устраивались выставки, ставились живые картины, актеры праздновали свои юбилеи, с 1867 года берут начало пользующиеся неизменной популярностью Драматические вечера. В здании также располагался клуб Петербургского собрания художников: «…учреждение это было одним из самых излюбленных уголков художественного и интеллигентного Петербурга»; на сцене «Зала собраний» впервые была представлена комедия А. Н. Островского «Не всё коту масленица». Здесь проводились новогодние елки для детей, на одной из которых побывал Ф. М. Достоевский.
В 1878 году землевладение с расположенными на нем постройками переходит к «доктору медицины Е. О. Габриловичу». По его поручению архитектор И. П. Маас в 1883 году выполняет частичную перепланировку и реконструкцию здания с устройством одноэтажной каменной пристройки. После Габриловича владельцами земельного участка с постройками становятся М. Н. Тютчева и М. Д. Зайцева.
В 1885 году собственность на земельный участок по адресу «Московская часть, 1 участок по Троицкой улице» и на постройки переходит к «вдове Потомственного Почетного Гражданина Анне Ивановне Павловой». Тогда же по проекту А. В. Иванова осуществляются перепланировка и реконструкция лицевого корпуса и дворовых корпусов. В 1913 году по проекту гражданского инженера И. И. Бургазлиева перестраиваются интерьеры помещений. В результате претерпевший изменения «Зал собраний» становится «Театральной залой А. И. Павловой» — одним из камерных театров Санкт-Петербурга.
В разное время в нем выступали сборные театральные труппы, в которые входили П. А. Стрепетова, П. В. Самойлов, В. Ф. Комиссаржевская. Располагался по этому адресу и Столичный артистический кружок. Позже — Петербургский драматический кружок, в котором принимал участие А. А. Блок. В 1901 году здесь обосновался театральный кружок любителей и профессионалов «ARS». В 1910 году М. М. Фокин поставил для этого зала балет «Карнавал» на музыку Р. Шумана — роль Пьеро исполнял Вс. Э. Мейерхольд, танцевали Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, Б. Ф. Нижинская и другие артисты. Декорации и костюмы к спектаклю принадлежали известному художнику-мирискуснику Л. С. Баксту. Далее в «Театральной зале А. И. Павловой» в разное время работали театр миниатюр под названием Театр Арабельской и Театр «Фарс», в труппу которого входил Г. М. Ярон.
В дореволюционные годы здесь проходили лекции, танцевальные вечера, спектакли, встречи творческой интеллигенции, собирались кружки любителей оперетты и комической оперы. Одновременно, кроме иных учреждений культуры и образования, в здании располагались: с 1910 года — Бесплатная музыкальная школа М. А. Балакирева и Г. Я. Ломакина, с 1913 по 1914 год — студия Вс. Э. Мейерхольда.
После революции, в 1922 году, осуществляются перепланировка и переустройство помещений для театра «Кривое зеркало». Театр возник в 1908 году, создателем его была актриса Зинаида Васильевна Крестовоздвиженская (по сцене — Холмская), художественным руководителем — блестящий петербургский критик Александр Рафаилович Кугель.
В августе 1934 года в здании начинаются ремонтно-строительные работы по проекту архитектора Н. А. Митурича — уже для Нового театра (ныне — Академический театр имени Ленсовета). Новый театр, возникший по инициативе группы артистов во главе с режиссером Исааком Кроллем (учеником Мейерхольда), остался без сценической площадки. Это произошло из-за пожара, который начался в костюмерной и значительно повредил бывшую Голландскую церковь на Невском проспекте, 20, где первоначально размещался Новый театр.
В 1940 году — уже с Рубинштейна, 13 — Новый театр отправляется в гастрольную поездку по Дальнему Востоку, где его и застала Великая Отечественная война. После войны, поскольку здание сильно пострадало от бомбежек и ему требовался капитальный ремонт, театр переезжает в дом № 12 по Владимирскому проспекту.
Здание ремонтируют, и уже в 1945-м в нем размещается Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного художественного творчества, при котором в 1951 году здесь нашлось место и для уникального в своем роде Театра народного творчества.
В 1981 году на улице Рубинштейна возникает Ленинградский рок-клуб (до этого рок-музыку полулегально можно было услышать только в домах культуры Ленинградской области). Именно благодаря этому впервые, уже легально, вышли на профессиональную сцену Александр Башлачёв, группы «Алиса», «Аквариум», «Кино», «АукцЫон», «ДДТ», «Зоопарк», «Мифы», «Пикник», «Поп-механика», «Странные игры» и многие другие музыканты.
А в 1995 году театральные зрители получили возможность путешествовать в «зазеркальную» страну театральных чудес в «Театральной зале А. И. Павловой» — правительство Санкт-Петербурга приняло решение о передаче части здания Детскому музыкальному театру «Зазеркалье».
20 февраля 2001 года на основании приказа Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Дом М. Ф. Руадзе (А. И. Павловой) получает статус выявленного объекта культурного наследия, который представляет историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Этот приказ должен гарантировать зданию в целом, элементам планировки, интерьерам и скульптурному декору сохранность.
10 сентября 2005 года, во время объезда учреждений культуры губернатором Санкт-Петербурга (на тот момент — В. И. Матвиенко), принимается решение о необходимости капитального ремонта здания в связи с аварийным состоянием некоторых конструктивных элементов. Тогда же была запланирована продажа бизнес-структуре, не связанной с культурой города, той части помещений, где ранее размещалось Государственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение № 18.
В 2008 году за счет средств городского бюджета производятся реставрационные и ремонтно-строительные работы: ликвидируется аварийность перекрытий, реставрируются фасады, белый и театральный залы, лестничные объемы, гостиная-фойе театра, воссоздаются утраченные оконные и дверные заполнения.
23 декабря 2010 года становится днем официального открытия театра после капитального ремонта. «…Cегодня театр обеспечен высокотехнологичным световым и звуковым оборудованием, оснащен современными системами управления сценической техникой, кондиционирования и вентиляции, собственным источником бесперебойного питания. Преобразились интерьеры „Зазеркалья“ и внутридворовая территория, появилась галерея, соединяющая пространство закулисья и зрительскую часть, модернизированы зрительный зал, сцена и оркестровая яма — театр практически построен заново!» — сообщает пресс-служба театра.
Однако уже 25 июля 2011 года общественность города всколыхнуло появление громадного баннера, грубо вколоченного в отреставрированный фасад: «Продажа здания 2905 м²». К сожалению, нельзя не признать, что след, оставляемый бизнес-структурами в культурном пространстве города, зачастую крайне сомнителен, если не сказать разрушителен. Разбирался в происходящем заместитель председателя Комитета по культуре (на тот момент — А. В. Платунов, который обязал «авторов объявления», Центр недвижимости Санкт-Петербурга, убрать растяжку и отремонтировать фасад [3]). «Продажа здания» не состоялась. В настоящее время в помещениях, освободившихся после коррекционной школы, расположился бизнес-центр «Агат», а значительную часть первого этажа занимает ресторан.
Любой архитектурный объект является символом времени, народа и идеологии…
А Театр, в круговороте времен «неизвестностей и непонятностей», живет и творит за дверьми Зазеркального дома на улице, названной именем великого музыканта, перенося своих зрителей в прекрасный, светлый и фантастический мир оперы, драмы, поэзии, камерной и симфонической музыки самых разных авторов и эпох.
------------------------
[1] По материалам Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
[2] С 1887 года Троицкий переулок обретает статус улицы; современное название в честь великого композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна, который жил в доме № 38 в 1887-1891 годах, бывшая Троицкая улица получает в 1929 году.
[3] Кингисепп М. А. Эффект «Зазеркалья» // Известия. 4 авг. 2011 г.